Понедельник, 23 Октябрь 2017, 20:12
Вход RSS
 
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Именинники

Наш опрос

Статистика

Наш баннер

Наши партнеры

Друзья

Главная » Статьи » Игрокам » Теория Магии

Младшая Эдда. Язык поэзии. Часть 4
Ветер называется и "воздушным током". Есть две птицы, которых принято обозначать в кеннингах не иначе, как упоминая кровь и трупы - их питье и пищу. Это ворон и орел. Названия всех других птиц мужского рода можно соединять со словами "кровь" и "трупы", и такие кеннинги означают орла либо ворона, как здесь у Тьодольва. [Следует строфа Тьодольва, в которой орел и ворон обозначаются как "тетерев крови", "лебедь крови", "коршун трупов".]
Ворона называют: "вран", "Хугин", "Мунин", "важный", "ранний", "считающий годы", "предвестник трупов". [В приводимых далее полустрофах Эйнара Звона Весов, Эйнара Скуласона, Вига-Глума и Скули Торстейнссона встречаются хейти ворона "Хугин", "Мунин", "важный", "ранний".]
Орла называют "ари", "гемлир", режущий бурю", "эгдир", "рвущий раны", "клекотун". [В приводимых далее стихах Оттара, Тьодольва и Скули встречаются хейти орла "ари", "гемлир", "режущий бурю" и "клекотун".]
Какие есть хейти моря? Море зовется: "океан", "эгир", "гюмир", "гладь", "пучина", "путь", "зыбь", "соль", "воды", "целитель".
В уже приводившихся стихах Арнора сказано так: [следует полустрофа Арнора.] Здесь есть хейти "море" и "эгир". [Затем цитируются скальды Хориклови, Эйнар, Рэв, Халльвард, Эгиль, Арнор, Бёльверк, БреннуНьяль, у которых встречаются хейти моря "океан", "воды", "поток", "эгир", "гюмир", "пучина", "путь", "зыбь", "соль", "целитель", "рокот", "ширь", "сумрак".]
Есть еще такие хейти моря, их следует применять в кеннингах корабля и золота. Говорят, что женою Эгира была Ран, как здесь сказано: [следует полустрофа, в которой Ран упомянута в кеннинге моря "дорога Ран".]
У Эгира и Ран есть девять дочерей, имена которых уже перечислялись: Небесный Блеск, Голубка, Кровавые Волосы, Прибой, Волна, Всплеск, Вал, Бурун, Рябь. Эйнар Скуласон перечисляет в уже упомянутой висе шесть их имен: Небесный Блеск, Волна, Голубка, Кровавые Волосы, Рябь, Прибой. [Приводится начало этой висы. Другие имена дочерей Эгира - Всплеск, Вал и Бурун - иллюстрируются скальдическими полустрофами Вальгарда, Оттара Черного и Орма. Затем Снорри приводит полустрофы скальдов Торлейка Красивого, Эйнара, Рэва, Оттара, Браги и Маркуса с хейти моря "волна", "барашки", "глубь", "водоворот", "волнение", "залив", "пролив", "фьорд", "шум".]
Какие есть хейти огня? К примеру такие: [приводятся скальдические стихи Вальгарда, Грани, Атли, Арнора, Эйнара, Вальгарда и Халльдора, а также два отрывка без указания автора с хейти "огонь", "пламя", "костер", "пыл", "искра", "самоцвет", "дым", "жар", "пожар", "полыханье", "свет".]
Вот наименования времени: "век", "некогда", "возраст", "давно", "год", "полугодие", "зима", "лето", "весна", "осень", "месяц", "неделя", "день", "ночь", "утро", "сумерки", "вечер", "спозаранку", "рано", "поздно", "тогда", "позавчера", "затем", "вчера", "завтра", "час", "срок". Вот хейти ночи из "Речей Альвиса": Ночь - у людей, Мгла - у богов, Покров - у Божеств, у ётунов - Тьма, у альвов - Сна Радость, Грезы Ньерун - у карликов.
От равноденствия идет осень до тех пор, пока солнце не зайдет на полпути до того места, где оно садится летом. Затем идет зима - до равноденствия, а затем весна - до летней смены жилья, затем лето - до равноденствия. Осенним зовется последний предзимний месяц, первый месяц зимы зовется гор, затем идет морозный месяц, затем - бараний, затем - торри, затем - гои, затем - одиночный месяц, затем - кукушачий месяц и пора посева, затем - яйцеклад и выгон ягнят, затем - солнечный месяц и пора отгона скота на горные пастбища, затем - сенокос, затем - месяц жатвы.
Какие есть хейти мужей? Каждый прежде всего "муж". Наипервейшее и почетнейшее хейти мужа - "кесарь", потом - "конунг", а потом - "ярл". Любой из троих обозначается следующими хейти. Здесь сказано - "вседержитель". [Приводится соответствующая полустрофа.] Конунг здесь также зовется "Грам". А "вседержителем" его зовут потому, что его властью держится все государство. "Полководец" сказано у Гиссура. [Приводятся строки с этим хейти.] Конунга потому называют "полководцем", что он разделяет свою рать на полки. [Затем следуют полустрофы Оттара Черного и Арнора с хейти "вождь" и "государь".]
Ярл зовется "воеводою". Также называют и конунга, ибо он ведет воинов на битву. [Приводится полустрофа Тьодольва с этим хейти. Затем цитируются скальдические стихи Сигвата, Маркуса и Халльварда с хейти "синьор", "даритель", "вельможа".]
"Правитель страны"- сказал Тьодольв [приводятся соответствующие строки], как уже было написано. Конунг зовется так потому, что он шлет рать на землю других конунгов или гонит рать со своей собственной земли.67
Конунга звали Хальвдан Старый. Он был знаменитейшим из конунгов. В середине зимы он совершил великое жертвоприношение, испрашивая для себя, чтобы жить ему и государить триста зим. И был ему ответ, что век его не превысит долгой человеческой жизни, но все же составит триста зим, если не будет в роду его женщины или незнатного мужа. Хальвдан был великий воин и ходил походами далеко в Восточные Страны. Там он убил в единоборстве конунга по имени Сигтрюгг и взял в жены Альвиг Мудрую, дочь конунга Эймунда из Хольмгарда.68 Было у них восемнадцать сыновей, и девятеро родилось сразу. Их звали: одного Тенгиль - и он был прозван Манна - Тенгиль, другого - Рэсир, третьего - Грам, четвертого - Гюльви, пятого - Хиль - мир, шестого - Ёвур, седьмого - Тюгги, восьмого - Сигали или Скули, девятого - Харри или Херра.69 Эти девятеро братьев так прославились своими походами, что с той поры во всех преданиях их именами величают, как званиями, конунга или ярла.70 У них не было детей, и все они пали в битвах. [Далее приводятся скальдические стихи Оттара Черного, Маркуса, Эгиля, Эйвинда, Глума Гейрасона, Стува, Халльфреда с хейти "тенгиль", "рэсир", "Грам", "Гюльви", "хильмир", "ёвур", "тюгги", "скули" и "харри".]
Было у Хальвдана с женою и девять других сыновей. Их звали: Хильдир, от него пошли Хильдинги; второго - Невир, от него пошли Нифлунги; третьего - Ауди, от него пошли Эдлинги; четвертого - Ингви, от него пошли Инглинги; пятого - Даг, от него пошли Деглинги; шестого - Браги, от него пошли Брагнинги - это род Хальвдана Щедрого; седьмого - Будли, от него пошли Будлунги - из рода Будлунгов были Атли и Брюнхильд; восьмого - Лови, он был великий конунг воитель, за ним шло войско, что зовется ловды, его потомки звались Ловдунгами, от них ведет род Эйлими - деда по материнской линии Сигурда Убийцы Фафнира; девятым был Сигар, от него пошли Сиклинги - это род Сиггейра, зятя Вёльсунга, и род Сигара, повесившего Хагбарда.
Из рода Хильдингов происходит Харальд Рыжебородый, дед Хальвдана Черного со стороны матери. Из рода Нифлунгов был Гьюки, из рода Эдлингов - Кьяр, из рода Ильвингов - Эйрик Мудроречивый. Вот тоже знаменитые роды конунгов. От Ингви пошли Инглинги, от Скьёльда в Дании ведут род Скьёльдунги. Род Вёльсунга в Стране Франков зовется Вёльсунгами. Одного конунга воителя звали Скельвир, и род его зовется родом Скильвингов. Этот род живет в Восточных Странах. Все перечисленные названия родов служат в поэзии для величания знатных мужей. [Далее Снорри цитирует стихи скальдов Эйнара, Грани, Гамли Гнавадарскальда, Круп, Арнора и Тьолольва с хейти "хильдинг", "деглинг", "эдлинг", "брагнинг", "будлунг", "сиклинг", "ловдунг".] За Ловди конунгом шло войско, что зовется "ловдами". [Следуют полустрофы Арнора, Торкеля Хамарскальда и Оттара Черного с хейти "скьёльдунг", "вёльсунг", "инглинг".] "Ингви" - это тоже хейти конунга, как сказано у Маркуса. [Приводится соответствующая . полустрофа. Далее идут стихотворные строчки из Вальгарда и Сигвата с хейти "скильвинг" и "синьор".]
Скальдов зовут "греппами", а в поэзии так можно называть какого угодно мужа. "Рекки" - это мужи, шедшие за конунгом Хальвом, и по их имени зовутся воины, но так можно обозначать и любых других мужей. Мужи зовутся в поэзии "ловды", как уже было написано. "Скати" звали мужей, шедших за конунгом Скати Щедрым, и по его имени называют всякого щедрого человека. "Браги" зовут тех, кто шел за конунгом Браги Старым. "Видры" - название мужей, которые разбирают дела людей. "Фирды", "фиры" и "вэры" - так называют тех, кто защищает страну. "Викинги" и "моряки" - это корабельная рать. "Бейми" - звали тех, кто шел за Беймуни конунгом. "Гуми" зовутся военачальники, и так же называют жениха на свадьбе. "Гати" зовутся так по имени конунга Гати, его именем назван и Готланд. Сам же он был назван по имени Одина - "Гаут". А потому название "Гаутланд", или "Готланд", тоже связано с именем Одина, подобно тому, как "Свитьод"72 зовется так по имени Свидура, а это тоже имя Одина. В те времена весь материк под его властью звался "Рейдготаланд", а все острова - "Эйготаланд". Теперь это зовется "Данией" и "Швецией".
"Дренгами" зовутся лишенные надела юноши, добывающие себе богатство или славу, "фардренгами" - те, кто ездят из страны в страну. "Королевские дренги" - это те, кто служит правителям. "Дренгами" зовут и тех, кто служит могущественным людям либо бондам. "Дренгами" зовутся люди отважные и пробивающие себе дорогу. Мужи зовутся также "кипи" и "лили" - это все дружинники. "Тегны" и "хольды" - это бонды. "Льоны" - это те, кто мирят людей. Есть мужи, что зовутся: "герои", "ратоборцы", "воители", "бойцы", "витязи", "вои", "богатыри", "ратники". Противоположны им хейти: "трус", "слабосилок", "рохля", "разиня", "размазня", "ничтожество", "хвастун", "оборванец", "ротозей", "дрянь", "сволочь", "негодяй", "мерзавец", "негодник", "лентяй", "соня", "прохвост", "нищий", "бездельник", "подлец". Щедрый человек зовется: "великодушный", "достойный", "благородный", "щедрый", "великолепный", "богатый", "тороватый", "богач", "знатный", "благодетель", "благотворен". Противоположны им: "скупец", "скряга", "скаред", "скупердяй", "скряжник", "жадина". Мудрец зовется "советчиком". А неразумный муж зовется "дураком", "простаком", "недоумком", "глупцом", "невеждой", "болваном", "простофилей", "дурнем", "безумцем", "сумасшедшим", "помешанным". Нарядный человек зовется: "щеголеватый", "благородный", "великолепный", "сановитый", "блистательный". Есть хейти: "крикун", "болтун", "холуй", "невежа", "подлиза", "грубиян", "хам", "оболдуй", "увалень". Народ зовется "чернь" и "простолюдье". Раб же зовется: "челядинец", "слуга", "работник", "невольник".
Один человек зовется муж. Двое - это двоица. Трое - троица. Четверо - череда. Приятели - это пятеро. Шестерик, если человек шестеро. Семеро составляют семью. Восемь человек - ватага. Девятеро - это домочадцы. Десять человек - это дозор. Отряд - это одиннадцать. Дюжина, если вместе двенадцать. Толкотня, если сойдутся тринадцать. Челядь - это четырнадцать. Посольство - это пятнадцать. Шумиха, когда вместе шестнадцать. Собрание - это семнадцать. Не обойтись без вражды, если встретишься с восемнадцатью! Друзья есть у того, с кем идут девятнадцать. Дружину составляют двадцать человек. Толпа - это тридцать человек. Сообщество - это сорок. В полку - пятьдесят. Шайка - это шестьдесят. Семьдесят - это скопище. Век человечий - это восемьдесят. Сотня - это сходка.
Существуют обозначения, которые применяют вместо имен, их называем мы "видкеннингами",7или "заменой имени". Видкеннинги создаются, когда что-то называют своим истинным именем, а того, кого подразумевают, именуют "владетелем" названного, либо "отцом", его "дедом", либо, в третьих, - "прадедом". Он зовется еще "сыном", "преемником", "наследником", "ребенком", "дитятей" и "потомком", "отпрыском". Зовется он также "братом", "единокровным", "единоутробным", "братцем" и "братаном". Зовется человек и "родным", "племянником", "родичем", "потомком", "близким", "сородичем", "потомством", "родственником", "отпрыском", "коленом", "родовою ветвью", "единоплеменником", "отродьем", "роднею", "кровным родичем", "родником". Он зовется и "зятем", "свойственником", "свояком". Зовется и "другом", "советчиком", "единомышленником", "собеседником", "сотоварищем", "приятелем", "спутником", "любимцем", "сотрапезником" и "однотрапезником". "Односкамейщиком" зовется товарищ по корабельной скамье. Зовется человек и "неприятелем", "недругом", "противником", "врагом", "ворогом", "истребителем", "убийцей", "притеснителем", "губителем", "пагубой". Эти выражения мы называем "видкеннингами". Сюда относятся и случаи, когда мужа обозначают через его жилье, либо корабль, если у того есть имя, либо наделенное собственным именем имущество.
О "саннкеннингах" мы говорим, называя мужа "мудрецом", "разумником", "златоустом", "мудрым советчиком", "щедрым на сокровища", "знатным", "блестящим". Это все замены имен.
Вот поэтические хейти женщины. "Жена", "молодая" и "супруга" - названия замужних женщин. "Спрунд" и "сванни" зовут тех женщин, что очень важничают и много наряжаются, "Снот" называют речистую женщину. "Дрос" называют спокойную нравом. "Сварри" или "сварк" называют высокомерную женщину. "Ристиль" называется женщина, если она великодушна. "Рюг" называется наделенная большой властью. "Фейма" называется та, что скромна, как бывают молодые девушки либо застенчивые женщины. "Сэта" - так зовется женщина, муж у которой уехал из страны. "Хэль" зовут женщину, муж у которой убит. "Вдовою" зовется та, у которой муж умер от болезни. Всякая зовется сперва "девушкой", а когда состарится, - "старухою". Есть еще и другие хейти женщины, бранные. Их тоже можно встретить в поэзии, но здесь они не написаны. Женщин зовут "соперницами", если у них один муж. Жена сына зовется "снохою". "Свекровью" называют мать мужа. Зовется женщина и "матерью", "бабкой" и, в - третьих, "прабабкой". Мать называется и "родительницей". Зовется женщина и "дочерью", "дитятею" и "чадом". Зовется женщина и "сестрою", "девою", "девицей". Женщину зовут тоже "возлюбленной", "другом" и "подругою своего мужа". И это все видкеннинги.
У человека есть голова. Ее обозначают в кеннингах, называя "бременем или ношею шеи", "землею шлема, шапки и мозга, волос и бровей, кожи, ушей, глаз, рта", "мечом Хеймдалля". И правильно брать по желанию любое хейти меча, присоединяя к нему любое имя Хеймдалля. Помимо кеннингов зовется голова "черепом", "мозгом", "башкой", "макушкой".
Глаза зовутся "взором", "очами", "зеницами", "зенками". В кеннингах их можно звать "солнцем либо месяцем, щитом, стеклом, самоцветом, камнем ресниц, бровей, век либо лба". Уши зовутся "слухом" и "слушаньем". Их должно обозначать в кеннингах, называя "землею (или любым хейти земли), ртом, протоком, либо взглядом, либо глазами слуха", создавая таким образом новые кеннинги.
Рот называют в кеннингах "землею, либо домом языка, либо зубов, слов, неба, губ и тому подобного". Создавая же новые кеннинги, рот называют "кораблем", губы - "бортом", язык - "веслом" либо "рулем". Зубы подчас называют "камнями либо скалами слов, рта либо языка". Язык же часто называют "мечом речи либо рта".
Волосы на лице зовутся "бородой" или, если они над губою, - "усами". Волосы на голове зовутся "прядями", а женские - "локонами". Волосы зовутся также "кудрями". В кеннингах волосы называют "лесом (или любым хейти деревьев) черепа, мозга либо головы". Говоря же о бороде, упоминают подбородок, щеки либо горло.
Сердце зовется "негг". В кеннингах должно называть его "зерном, камешком, яблоком, орехом, шаром (либо чем-нибудь подобным) груди или души". Зовут его и "домом, либо землею, либо скалою души". Грудь должно обозначать в кеннингах "домом, либо двором, либо кораблем сердца, дыхания или печени", "землею духа, чувств и памяти". Душа зовется "чувством", "привязанностью", "любовью", "влюбленностью", "желанием", "стремлением". В кеннингах следует звать душу "ветром великанш",76 и можно брать имя какой угодно из них или обозначать их как жену, мать либо дочь любого великана. Душа зовется также "духом", "мыслью", "мужеством", "решимостью", "памятью", "разумом", "настроением", "нравом", "верностью". Еще можно звать душу "гневом", "ненавистью", "злобой", "яростью", "злостью", "горем", "печалью", "раздражением", "презрением", "лживостью", "неверностью", "непостоянством", "слабодушием", "коварством", "вспыльчивостью", "нетерпением".
Руку называют "дланью", "конечностью", "кистью", "лапой". У руки есть локоть, предплечье, запястье, сустав, палец, пясть, кулак, ноготь, концы пальцев, ребро ладони, а под ногтями - живое мясо. Руку зовут в кеннингах "землею оружия или щитов", "деревом плеча или рукава, ладони или кулака", "землею золотых колец, сокола или ястреба" со всеми их хейти, а в новых кеннингах - "ногою плеча" и "мучением лука". Ногу можно звать "деревом подошвы, подъема, ступни и тому подобного", "бегущим копьем пути, дороги или шага". Можно называть ногу "деревом" или "опорою" всего этого. Лыжи, башмаки и штаны также упоминают, обозначая в кеннингах ноги. У ног есть бедро, колено, икра, голень, берце, подъем, ступня, подошва, пальцы. Все это можно упоминать в кеннингах ноги, называя ее "деревом", или "мачтой", или "реей" всего этого.
Речь называют "словом" либо "выражением", "красноречием", "рассказом", "сказанием", "перебранкой", "спором", "песнею", "заклинанием", "оказыванием", "болтовней", "побасенкой", "криком", "разговором", "гомоном", "гвалтом", "пререканием", "насмешками", "ссорою", "бранью", "лестью", "беседою", "пустословием", "говором", "вздором", "лепетом". А голос зовется "звучанием", "звуком", "гласом", "шумом", "возгласом", "скрежетом", "звоном", "лязгом", "громыханием", "ревом", "треском", "свистом", "шелестом", "грохотом".
Ум зовется "мудростью", "разумом", "смыслом", "памятью", "думой", "помыслом", "счетом", "предвиденьем", "хитроумием", "красноречием", "великодушием". Он зовется также "хитростью", "коварством", "лживостью", "обманом" .
Голос зовется так же, как и нрав, а нрав - это также и дурное расположение духа. Созвучными словами обозначаются также гнев человека и корабельные снасти либо лошадиная сбруя. Созвучны и слова, означающие гнев и корабль. К подобным выражениям часто прибегают, чтобы затемнить стих, и это называется двусмыслицей. Одинаково называется также сустав, скрепляющий кости, корабль и войско. То же слово означает и помощь, которую один человек оказывает другому. Так же зовется и пиво. Сходными словами называют ворота в заборе, быка и склон. Подобные слова можно так ставить в поэзии, чтобы возникла двусмыслица и нельзя было понять, не подразумевается ли что-нибудь другое, нежели то, на что указывает предыдущий стих. То же можно сказать и о многих других названиях, одинаковых для разных вещей.
Категория: Теория Магии | Добавил: Велена (24 Декабрь 2009)
Просмотров: 518 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Получить свой бесплатный сайт в UcoZ!
Copyright Xenonmark © 2017