НА КРЫЛЬЯХ СВЕТА АНГЕЛЬСКОЕ БЫТИЕ В ДРЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТИ
“И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лицо его, как солнце, и ноги его как столпы огненные...”
“Откровение Св. Иоанна”, гл. 10
Творение — дело тонкое
Всем известно, кто сотворил ангелов, однако на вопрос, как это произошло, до сих пор нет единого ответа. В Библии, на которую обычно принято ссылаться говорится, что бог создал ангелов — “своих духов, своих слуг и огонь пламенен” в один день. Способ же творения остается за кадром или же подразумевается, что творение произошло словом Господним, и ничего больше... Обратимся к мифам. Только у славян сюжет о творении ангелов встречается 35 раз в составе мифов о сотворении мира и 7 раз — как самостоятельная легенда. Наиболее популярная, имевшая отклик в сказках восточных славян, гласит, что: “Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы...”. В общем, каждый старался сам для себя. В остальных легендах о творении ангелов меняются лишь способ и действующие лица. Так, Бог, занятый творением всего мира, передает свои функции архангелу Михаилу, а Сатана — старому черту Кривому Ерахте, бесу Анцыпыру и, в более поздних легендах, даже Адаму, пользуясь доверчивостью п оследнего. В выборе способа разногласий в легендах меньше. Вариантов всего два: в 26 версиях актов творения рассказывается о происхождении ангелов и демонов из искр, высекаемых из камня, оставшиеся же тексты сходятся на том, что материалом послужили водные брызги при стряхивании капель воды с рук Господа. Есть подобные легенды и у других народностей, где Бог и его антипод творят слуг каждый для себя. Методы и способы творения в этих повествованиях с хожи, что заставляет предположить существование “официальной” версии, ставшей основой всех этих легенд, которая впоследствии обросла слухами и домыслами.
Военные действия в райских кущах
О повседневной жизни ангелов известно очень мало или почти ничего. Но однажды случилось нечто, что заставило ангелов и прочих небожителей забыть о своих привычных обязанностях и ввязаться в гражданскую войну на территории Эдема. Попробуем разобраться в этом и отделить факты от вымысла.
Предводителем восставших небожителей все источники однозначно называют Сатану или Люцифера, что, видимо, так и было. Причем то, что это одна и та же личность, не вызывает сомнений. Первоначально Люцифер (“светоносный”) был “иже старейшина 10-му чину” ангелов Господа, что впоследствии не помешало ему получить имя Сатана и стать самым непримиримым его противником. Впрочем, эти события так и не нашли серьезного отражения на страницах Библии: единичные упоминания события в Ветхом Завете и краткое описание в Откровении Иоанна Богослова. “И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон, и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”. Несмотря на отсутствие в Библии единого полного повествования о свержении Сатаны с небес, эта история восполняется тем, что события того времени широко толковались отцами церкви впоследствии. И здесь не обошлось без домыслов.
Если же считать толкования богословов истиной, то история выглядела так или почти так.
На четвертый день творения “заводил” Бог небо и поставил на нем свой престол. Тогда Сатана помыслил: “Вот поставлю свой “престол на облацах и буду подобен Всевышнему”, и так и сделал, только вот небо поставил выше возведенного Богом. Увидел это Бог и построил новое небо, выше сатанинского. Так и строили они небеса, пока не возвели все пять (семь — девять — двенадцать) уровней. После чего Бог обвинил Сатану в неумелости, так как к чему бы последний ни приложил руки, Богу приходится все переделывать, и приказал оставить дела.
Ангел-Сатана отказался повиноваться Всевышнему и призвал остальных ангелов “отпасть” от Бога. “Отпавшие” были выгнаны с божественных небес, но не успокоились.
Сатана решает свергнуть Бога и править самому. Для этого он со своим войском поднимается на самую высокую гору, где строит башню, которая упирается в божественные небеса. Завидев это, Бог говорит: “Будем предпринимать войну”. И все исполняется по слову Господа.
Однако, чтобы не допустить массовой резни, обе стороны договариваются, что спор можно разрешить поединком сильнейших. Кто победит в поединке, тот и войну выиграл. “Падшие” выставили Сатану, божественное воинство — архангела Михаила. Многие “падшие” лишились крыльев, зато приобрели другие отличительные особенности (“Догма”).
Сатана не подпускает к себе архангела — палит огнем и опаляет противнику крылья, после чего знобит холодом на три (тридцать три) версты. Поединок продолжается семьдесят семь дней, за время которых Бог, чтобы усилить своего архангела, накладывает на него схиму, дает ему жезл, огненное копье, крест, евангелие, шпагу, меч огненный, “заклятый” меч-кладенец, стрелы молниеносные огненные, броню булатную, шлем духовный с перьями павлина, придает “особую страшную силу”, дает власть над грозными тучами, громом и молнией, благословляет архангела и делает его четырех-, а потом и шестикрылым.
И Сатана проиграл.
“Отпавших” победители безо всякой милости спихнули с небес вниз. Летели они до земли сорок дней и сорок ночей. За это время архангел Михаил разрушил башню сатанинскую и затворил небеса. После чего “падших” лишили ангельской сущности и нарекли демонами, отсрочив им окончательное наказание до Конца Света.
Вся же последующая история человечества — это лишь продолжение давнего конфликта, положение шаткого мира до Конца Света.
Ангелы современности, или старая песня о главном
В прошлом человечество мало интересовалось ангелами, отводя им роль посредников, вестников и божественных слуг. Однако с начала 90-х годов и по сей день мир переживает период увлечения ангелами. Исследования свидетельствуют о “взрыве” книг, статей, значков, картин, телевизионных программ и фильмов об ангелах. И даже светские издания, далекие от религии и теологических споров, отметили возобновившийся интерес к этим небожителям.
Впрочем, ангелы, как темные, так и светлые, в современном мире более близки людям, более человечны. Многовековое проживание в тесном соседстве не могло не наложить отпечатка на взаимоотношения людей и ангелов. Бесполые, бестелесные, лишенные всяческих страстей, кроме служения Господу, в прошлых столетиях, ангелы с лихвой наверстывают упущенное. И старые темы получают новые трактовки, а новые трактовки развиваются в новые темы.
В число последних можно включить “ангелов-спасителей”: почему-то не доверяя спасение мира и человечества богочеловеку, создатели фильмов, книг и игр перекладывают эту ношу на плечи ангелов. Так, к примеру, в самой критической ситуации роль мессии в одноименной компьютерной игре достается ангелочку Бобу. Конец света, запланированный и неотвратимый, наступает раньше срока. Эмиссар сил зла уже вступил в игру, а вот представитель сил света на момент необходимости спасения мира еще не вырос из подгузников. Так что небеса мобилизуют те силы, которыми располагают... Впрочем, обычно современные спасители сознают свою ангельскую сущность постепенно и... смиряются с ней. Это мало согласуется с основным источником, но такие истории в большинстве своем не имеют ссылок на Библию и потому вольны в своей трактовке событий.
Ангел-хранитель
Особую нишу в иерархии ангелов занимают ангелы-хранители. Известно, что к каждому человеку приставлен свой ангел-хранитель. “Тем, которые сподобились крещения, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им... Ангелы Хранители <есть> у всякого, кто верует в Него”.
Мы поручены своему ангелу, и он хранит нас независимо от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли о нем или нет, что бы мы ни думали, как бы ни поступали. Ангелы-хранители охраняют вверенные им души от греховного соблазна, оберегают от опасностей тело, а в час смерти бывают защитниками и покровителями души при прохождении мытарств и на Страшном Суде. Ангел-хранитель, как может, борется за душу, но его возможности ограничены количеством добродетелей, и потому Ангелы чрезвычайно скорбят, если люди, которых они опекают, гибнут. Ангелам-хранителям приписывают большинство “бытовых” чудес, тех, что мы зачастую списываем на счастливую случайность: когда человеку достаточно опоздать куда-либо, чтобы несчастья не случилось. Сюда же относят случаи внезапных озарений... Впрочем, любое событие, вырывающееся из будничной действительности, можно при желании приписать ангелу-хранителю. Вопрос в другом: надо ли?!
Ангелы в фантастической литературе
Мировая литература может гордиться длительной традицией изображения ангелов. Первые серьезные шаги в этом направлении сделали поэты-романтики. Падший ангел, одинокий и противопоставленный всему остальному миру, был идеальным романтическим образом. Новое время внесло свои коррективы. С одной стороны, появился громадный пласт мистической и оккультной литературы, где под ангелами могут подразумеваться самые разные сверхъестественные существа. С другой стороны, авторы часто используют ангелов в метафорическом смысле, особенно если пишут философскую или околорелигиозную прозу. С третьей стороны, на страницах собственно письменной фантастики и фэнтези ангелы по популярности однозначно проигрывают своим извечным противникам демонам, и появляются главным образом в качестве антагонистов последних — или же в качестве одной из деталей мистического антуража.
Взять, например, роман Нила Гэймана “Neverwhere”. Простой лондонский бизнесмен одним прекрасным утром понимает, что исчез для нашего мира. В заброшенных подземельях под британской столицей он обнаруживает совершенно иной мир, мир тьмы и тени, святых и чудовищ, убийц и ангелов. Его путь назад — вывороченная наизнанку классическая схема “ангел среди людей”.
В качестве примера более классической разработки ангельской темы возьмем “Историю рыжего демона” Роберта Шекли и Роджера Желязны. Рай, населенный ангелами и архангелами, и ад, полный демонов, представляют собой две бюрократические системы, борющиеся за верховенство над человечеством. Бог давно оставил этот мир (раем руководит архангел Михаил), поэтому игра идет на равных. Как среди демонов, так и среди ангелов встречаются и симпатичные, и не самые приятные персонажи, а грань между Добром и Злом удивительно тонка: ангелы и демоны посылают в стан противника своих наблюдателей, а одна ведьма — знакомая главного героя — влюбляется в ангела и “переходит на светлую сторону”. Ангелы и демоны здесь не показывают разные стороны сложной и противоречивой человеческой души, а наделены ею в полной мере. И результат этого — не философская притча с привлечением нечеловеческой психологии, а вполне земная история, мастерски сдобренная сверхъестественным антуражем.
Киноангелы
Поиск по слову “angel” в Кинематографической базе данных интернета (imdb.com) даст свыше тысячи результатов. Даже если отбросить всевозможных Ангелин и Лос-Анджелесы, останется более сотни фильмов и телесериалов, осененных ангельским прикосновением. Тема большинства из них — ангелы среди людей, взаимодействие божественного и человеческого. Взаимодействие это может происходить по совершенно разным принципам и с абсолютно разным исходом. Обозначим основные из них.
Классический “ангельский” фильм — “Небо над Берлином” немецкого режиссера Вима Вендерса, снятый еще в 1987 году. Сюжет ленты был навеян стихами Райнера Марии Рильке. Два ангела спускаются с небес в современный Берлин, дабы постичь души простых людей. Один из них влюбляется в смертную девушку и отказывается от своей ангельской сущности ради простых человеческих чувств. Здесь привлечение ангельского — способ взглянуть на нашу короткую жизнь со стороны, найти в ней то, что достойно отказа от бессмертия и белых крыльев. Интересно и то, что “Небо над Берлином” посвящено трем “ангелам” мирового кинематографа — режиссерам Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и Франсуа Трюффо.
Похожая тема, но несколько в ином ключе, разрабатывается и в американском кинематографе. В основе многих телесериалов лежат приключения посланных Небесами ангелов в суровой действительности планеты людей. Например, в сериале “Highway to Heaven” главный герой-ангел Джонатан Смит отправляется на землю, дабы творить вполне конкретное добро. Миссия центральных персонажей сериала “Touched by an Angel” несколько иная — для них куда важнее донести до отчаявшихся людей надежду и веру в Бога. В комедийном сериале “Good Heavens” ангел спускается на Землю каждую неделю, чтобы исполнить желания людей, совершивших добрые поступки. Наконец, в ленте “Absolution” цель ангела — понять, что такое человеческая жизнь; и оная поворачивается к нему далеко не лучшей стороной. Часто возникает и мотив посмертного перевоплощения человека в ангела — по принципу “Хорошие люди попадают в Рай, а лучшие после этого возвращаются на Землю”.
Разумеется, одна из самых популярных тем с участием ангелов — противостояние Добра и Зла, нередко в условиях отсутствия абсолютной морали. В ряду таких фильмов наиболее известным, пожалуй, является “Догма” Кевина Смита. Сюжет этой необычно серьезной комедии таков: два изгнанных из Рая ангела, Локи и Бартлби, находят способ вернуться обратно на Небеса: для этого достаточно пройти под благословенной аркой собора в Нью-Джерси. Побочным эффектом сего действа будет уничтожение всей богосозданной вселенной, ибо возвращение падших ангелов опровергнет тезис о непогрешимости Господа. Противостоят дерзкой попытке простая человеческая женщина, посланец Небес, непризнанный тринадцатый апостол и двое современных пророков. В результате — сюрреалистическая смесь мистики и комедии с заметным религиозно-философским подтекстом.
Создатели фильма “Пророчество” предлагают свой вариант войны ангелов. Когда Господь дал душу человеку, не все ангелы с этим согласились, и на небесах началась война. Почти треть Небесного Легиона погибла, после чего было заключено временное перемирие. И вот, после тысячелетнего мира, война вспыхнула вновь. Эти события были предсказаны в 23 главе Откровений Иоанна Богослова, написанных во 2 веке нашей эры. Там было сказано, что “появится черная душа, которая склонит шаткое равновесие сил в сторону зла, и после смерти тела будет принадлежать человеку, но не ангелу”. Чем не повод для небесного раскола? Впрочем, вооруженные конфликты возникали и из-за менее серьезных предметов, а тут Господь создал душу... и одарил ею человека, между тем как сами ангелы, по каноническим представлениям, души не имеют.
Не менее драматическая борьба, только за конкретную душу одного человека, разворачивается в испанско-французском фильме “Нет вестей от бога”. Здесь ангелы (как райский, так и адский) выступают носителями стереотипного представления о человечестве — представления, которое сталкивается с изменившейся за бурный XX век действительностью.
Добрались ангелы даже до “Звездных войн”. В первом эпизоде этой саги маленький Энакин Скайуокер сравнивает королеву Амидалу с ангелом. И объясняет: говорят, где-то на краю галактики, на лунах Иего, обитают существа такого невиданного совершенства, что даже самые закоренелые негодяи пускают слезу от одного их вида.
Играть в небожителя
Не обошли ангелов стороной и создатели компьютерных и настольных игр. Помимо упоминавшегося уже “Ангелочка Боба”, из первых можно вспомнить action “Ангелы и дьяволы”. Впрочем, ничего сверхоригинального здесь мы не обнаружим: очередной фрагмент бесконечной войны Добра и Зла, забавные пупсообразные ангелочки и дьяволята бегают в разнообразных декорациях, подбирают магические предметы и всячески пытаются друг друга победить. Возьмите любую подобную игру, чуть измените антураж — и получите то же самое. Фрагментарное появление ангелов в компьютерных играх наблюдается куда чаще; не забираясь далеко, вспомним хотя бы тех же “Героев меча и магии”, где ангелы с архангелами являются одними из самых мощных бойцов.
Интересный взгляд на небожителей можно найти в настольной ролевой игре Dungeons & Dragons. Здесь имеется довольно большое количество небесных (celestial) существ, обитающих на так называемых верхних, посвященных добру планах существования.
Довольно разнообразным, но не самым могущественным подвидом небожителей являются принципиально-добрые по своему мировоззрению архоны. Самый простой из них, ламповый, выглядит как летающий сияющий шар, поражающий противников лучами света. Псовые архоны похожи на мускулистых гуманоидов с собачьими головами, и очень уважают хорошую драку. Архоны трубные, напротив, предпочитают исполнять свои мирные обязанности посланников и герольдов, но при необходимости эти существа, похожие на крылатых эльфов, могут показать врагу всю мощь своей магии и силы рук.
Еще более похожи на птиц аворалы: кисти растут у них из середины крыльев, ноги заканчиваются когтями, а растительность на голове напоминает птичьи перья. Они предпочитают сражаться в воздухе. Истинными воинами света являются гаэли, способные при желании принимать внешность эльфов со светящимися глазами или облик бестелесных световых шаров. Астральные дивы, внешне больше всего напоминающие классических ангелов, присматривают за добрыми смертными и в случае необходимости приходят к ним на помощь. Планетники — лысые зеленокожие крылатые гуманоиды — могущественные генералы небесных армий, а наиболее сильными из небожителей, сравнимыми только с верховными демонами и богами, являются солнечники, трехметровые существа с золотой или серебряной кожей, сияющими глазами и большими крыльями за спиной. Небожители из D&D — те самые кулаки, с которыми, согласно некоторым представлениям, должно быть добро.
Ангелы с большими глазами
Представление об ангелах проникло в Японию вместе с голландским языком и христианскими миссионерами. Довольно долго японцы противостояли смешению своей культуры с западной, но теперь, когда это произошло, видно, что ангелы заняли в ней куда более прочное место, чем само породившее их христианство. Возможно, это связано с тем, что представление о многочисленных ангелах, в том числе и падших, а также их постоянных спутниках демонах более согласуется с традиционным японским культом множества духов, чем единобожие.
Так, сюжет трехсерийного “Angel Sanctuary” сильно напоминает классические истории о спасении мира. Бог умер, близок конец света, и только ангелу Алексиель под силу его предотвратить. Впрочем, давным-давно Алексиель вступилась за одного демона во время разгрома ангелами Ада, за что ее душа была отделена от тела, и теперь постоянно перерождается в человеческих существах. В преддверии Армагеддона она оказывается в теле юноши, которого больше волнуют его личные проблемы, чем миссия спасения мира. В этой же аниме зритель может познакомиться с высшими, так называемыми “органическими” ангелами, между двух крыльев которых растет третье крыло. Совершенно другими ангелы представляются нам в культовом сериале “Евангелион”. Из общего с классическим образом у них, пожалуй, только внеземная загадочность и необъяснимость. Мало кто из людей понимает, что преследуют они своим появлением на земле, но каждое такое появление неизменно сопровождается жертвами и разрушениями — а заканчивается уничтожением ангела. Более подробно об ангелах в “Еве” вы можете узнать из опубликованной в этом же номере статьи.
* * *
Как бы это ни казалось странно, но ангельская тема получила новую жизнь не случайно. Ассимиляция ангелов в человеческом обществе открыла перед человечеством новые горизонты, возможность для ангелов и людей договориться, прийти к пониманию. Ангел нового времени — это не безликое создание “с огнем и мечом карающим”. Это личность со своими проблемами и принципами... и человеческое ей отнюдь не чуждо.
Итак, мы смогли выделить аспекты ангельского бытия, которые со времен творения поменялись мало, а значит, вполне обоснованно их можно считать основными. Однако, несмотря на четко разграниченные функции ангельского сословия, даже их коснулись изменения общества людей. Ангелы оказались в ситуации выбора: либо измениться вместе с человеческим обществом, либо исчезнуть в забвении. И потому со временем факторы, определяющие их бытие, весьма возможно, станут другими... Впрочем, не хотелось бы загадывать на столь далекое будущее.
Источник
|